Димитриевский собор
Возведение Димитриевского собора началось в прошлом веке и было сопряжено с определенными трудностями: строилось, обваливалось, восстанавливалось.
По преданиям на месте храма когда-то стояла деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. А вокруг было кладбище - захоронение наших далеких предков, о котором история донесла следующее. Когда строители копали глубокие траншеи под фундамент соборной колокольни, то обнаружили захоронение. Было найдено до 50 гробов или, вернее сказать, домовин разного размера и странной формы. Сделаны они были из цельных, пополам расколотых дубовых колод. Одна глубоко выдолбленная половина представляла очертания тела и предназначалась для трупа. Другая служила крышкой. Захоронение в таких дубовых колодах было запрещено Указом Петра I «ради сбережения лесов»
в начале XVIII века.
Обнаруженные, хорошо сохранившиеся гробы были наполнены мутной жидкостью. Объясняется это тем, что когда-то вдоль южного подножья Вознесенского холма (Кадомской горы) было озеро. Через него был перекинут высокий деревянный мост для сообщения с холмом и Троицким собором и для проезда на дорогу к Беловской слободе. Впоследствии озеро было засыпано, и это болотистое место стало кладбищем. В гробах были обнаружены человеческие останки. Ни украшений, ни иконок, ни крестиков не было. Видимо, это захоронение относится к дохристианскому периоду: православных хоронили с крестами. Обнаруженные останки перезахоронили в северной части Вознесенского холма в так называемой «пытальной яме»
, при совершении положенного ритуала и большом стечении народа. Наличие этого древнего захоронения доказано при прокладе водопроводной линии на Соборной площади и при ремонте хозяйственных построек при храме.
Димитриевский собор каменный, трехпрестольный. Главный - средний его престол посвящен Димитрию Ростовскому, в честь коего он и назван. Правый престол посвящен Иоанну Предтече, построен тщанием кадомского купца И.И. Буренина. Левый престол в первое время был посвящен великомученице Екатерине, воздвигнут усердием живших при соборе богадельниц во главе с послушницей Рязанского монастыря Екатериной Варфоломеевой, положивших впоследствии начало Кадомскому монастырю. Сейчас в нем престол святого Михаила Черниговского.
Димитриевский собор был одноэтажный, теплый, действовал круглый год. Иконостас в нем простой работы. Здание его тяжелое, с толстыми стенами, имело внутри четыре массивных столба, затемняющих придельные иконостасы. На этих столбах возвели потолок, крышу, а на ней несколько высоких куполов взметнулись в небо. Вся эта тяжесть надавила на здание, его стены, своды дали трещины. Для окончательного убеждения кадомские мастера приклеили на трещины бумажные полоски и убедились, что здание оседает. Причиной послужила неустойчивость грунта, размытого ранее озером. Инженеры не учли этого, не произвели должного технического исследования, не дошли до материкового твердого грунта. Вызвали из губернского города Тамбова инженера и техника, которые ничего страшного не нашли и разрешили завершать стройку. Но вскоре после их отъезда купола и часть стен рухнули, погребя под обломками несколько рабочих. В музее есть две очень ценные фотографии - и разрушенного собора, и уже возобновленного, но еще в лесах. На последней фотографии давняя надпись такого содержания: «Фотография Н.Пашина. 27 августа 1896 года»
. Это внесло ясность, что собор рухнул где-то в 1883-1885 годах, что соответствует рассказам старожилов-кадомчан. Во избежание повторения обвала купола на здании собора соорудили ниже колокольни. Вновь собор построен на средства купца Рожнова.
Соборная колокольня от разрушения здания ничуть не пострадала. На нее повесили колокола весом до тысячи пудов. Из них знаменитый большой колокол весом 500 пудов. Отлит он был на Кадомской горе пензенским мастером по заказу Кадомского городского общества. В его отлитии принимали участие все кадомчане, бросали, не жалея, различные ценности, вплоть до золотых часов, колец, серебряных ложек, вилок. Поэтому и звон его был необыкновенный, по мощности и звучанию приравнивался он к Новгородскому и Владимирскому. Его благовест разносился до 50 километров вокруг.
Таковы вехи строительства Димитриевского собора. После реконструкции собор начал действовать в начале текущего века.
В тридцатых годах храм закрыли. Поснимали колокола, растащили иконы, а старинную святыню приспособили под зернохранилище. С трудом, с грохотом, со слезами стоящих на коленях кадомчан сбросили большой колокол. От его удара на площади образовалась большая вмятина, люди долгое время обходили это место, как бы и себя причисляя к виновникам содеянного бесчинства. Говорили, что «звонкоголосый кадомский колокол долгое время лежал на Сасовской железнодорожной станции»
. Кто же сейчас знает, где он? Говорили, при ударе о землю от колокола отлетел большой кусок. Где он, у кого? Он мог бы занять почетное место в музее.
После окончания Великой Отечественной войны усердием кадомчан, давших слово при спасении Родины от фашистских захватчиков хлопотать о возобновлении храма, Димитриевский собор был открыт. Большая заслуга в этом принадлежит Анне Яковлевне Дуровой. Это она приложила много усилий к возобновлению в 1946 г. богослужения в Кадоме. Она организовала сбор средств среди населения. Невзирая на весеннее бездорожье, сумела добраться до Рязани и получить разрешение на открытие храма к Пасхе послевоенного года. Много сил приложил к наведению порядка в храме кадомский мастер-умелец Сергей Васильевич Цибизов, превосходно отделав иконостас. А живописцы В.В. Пикулин и Д.И. Рожнов обновили росписи на стенах и сводах потолка. И ожил храм, и засветился всеми цветами радуги от заботливых рук умельцев-кадомчан.
И запел в храме многоголосый любительский хор, который организовал Ф.Г. Осминников, Федор Григорьевич - выходец из уважаемой в Кадоме, талантливой семьи. Его отец Григорий, рассказывают, был мастер золотые руки. Принимал участие в сооружении собора как каменщик, подавал перед обвалом дельные советы тамбовским инженерам, советуя воздержаться от дальнейшего строительства. Его брат Михаил все умел - и петь, и играть на скрипке, и рисовать. Сам Федор Григорьевич - всесторонне одаренный музыкант-самоучка. С раннего возраста пропадал в церкви, пел в хоре.
С возобновлением работы Димитриевского собора Федор Григорьевич стал регентом любительского хора, которым руководил почти 40 лет. В хоре пели Т.М. Пашина, М.Г. Осминников, сестры A.M. Иванова и М.М. Салаева, братья И.П. и СП. Поповы, О.Г. Синельникова, Е.П. Верина, М.В. Кадыков, A.M. Игнатова и многие другие, кто своим песнопением будил даже в самых заскорузлых душах голос совести и доброты, вызывал слезы умиления.
Храм нынче содержится в порядке, чистоте и красоте. Кадомский умелец Иван Богоявленский сделал для музея макет собора. Сделал с такой любовью, что посетители музея долго задерживаются возле него, восхищаясь творением.
Димитриевскому собору принадлежали две приписные церкви - Вознесенская, что стояла на Кадомской горе, солидная, с колоннами, и Усекновения главы Иоанна Предтечи, что была на Панике, вся кружевная. Этих храмов, к сожалению, давно нет, разорили. Красота и величавость их осталась лишь в людской памяти. А фотоснимки их есть в музее.
член совета Кадомского народного музея. Сентябрь, 1991 г.
Адрес: 391670 р/п Кадом,
пл. Дзержинского, 1.
Настоятель: протоиерей Сергий СОРВАЧЁВ
Тел. настоятеля: 8-910-561-11-67
Назад к списку