Кадомское благочиние - Память Новомученников и Исповедников Российских
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Память Новомученников и Исповедников Российских10 Февраль 2013

10 февраля, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, в день, когда Русская Православная Церковь отмечает память Новомученников и Исповедников Российских, в храме Димитрия Ростовского после Божественной Литургии была совершена панихида по пострадавшим и убиенным за веру в годы гонений на Церковь. После панихиды настоятельхрама прот. Сергий Сорвачёв в проповеди вспомнил и тех мученников, пострадавших в годы гонений, жизнь и служение которых была связана с Кадомской землёй. Это Священномученник николай Пробатов, священник Павел Лагов, псаломщик Игнатьевского храма Рождества Пресвятой Богородицы Григорий Асминников, священник Тернов Александр Григорьевич и другие.

Свящ. Николай Пробатов
Свящ. Николай Пробатов

Николай Александрович Пробатов (1874 - 1918), священник, священномученик.

Память 28 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Рязанских святых

Родился в 1874 году в с. Игнатьево Тамбовской губернии (ныне - Кадомский район Рязанской области). Был младшим (третьим) сыном священника А.Н.Пробатова и его жены Еликониды.

Учился в Касимовском духовном училище, затем - в Тамбовской духовной семинарии.

По окончании духовной семинарии женился на дочери священника Варваре Алгебраистовой.

В 1899 году рукоположен в сан иерея. Служил вторым священником в с. Темирево Рязанской губернии.

В 1900 г. в семье родился сын Александр, а в 1913 г. родились Сергей и Мария - двойня.

В 1906 г. переехал в село Агломазово Шацкого уезда Тамбовской губернии из-за грандиозного пожара, когда сгорела 1/3 села Темирево.

Агломазовский Богоявленский храм был выстроен в 1779 г., к началу XX века он сильно обветшал, и о.Николай начал труды по его обновлению. В 1910 г. обновил иконостас. При храме был хор, и трудами о.Николая было устроено прекрасное общее пение. О.Николай о службе церковной говорил: "У меня в алтаре уголок рая". Он усердно проповедовал в храме, его стараниями было выстроено просторное деревянное здание церковно-приходской школы, в которой могло обучаться двести детей, в школе о.Николай вел уроки Закона Божия.

В 1914 году откликнулся на призыв Тамбовского архиерея духовно помочь воинам во время Первой мировой войны. Несмотря на инвалидность жены, остававшейся с двумя маленькими детьми, уехал в действующую армию, служил священником походной церкви Марии Магдалины 1-й Бахмутского полка на Австрийском фронте.

В 1917 году вернулся в Агломазово.

После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.

– А кто вы такие, что мне указываете? – решительно встретил их отец Николай. – Скажет мое начальство, тогда передам.
– Нет, – не отступали солдаты, – передавай сейчас.
– Ну, хорошо, – ответил священник, – не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю.

Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги.

В 1918 г. была объявлена мобилизация в Красную армию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство, попросили о.Николая отслужить напутственный молебен. После молебна он сказал: "Благословляю вас на борьбу с гонителями Церкви Христовой".

Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась.

В Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и о.Николай благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены о.Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала: "Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих". Помолившись, священник наугад открыл Апостол и прочел: "Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести". Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей о.Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему:

– Беги, батюшка, убьют!
– Я никогда не бежал и сейчас не побегу.

Домашние ушли, с о.Николаем остался старший сын Александр, который не пожелал оставить отца.

О.Николай был арестован в числе односельчан по списку, подготовленному местным учителем Петром Филипповичем, который давно его недолюбливал. Арестованных поместили в подвал дома, где о.Николай всех исповедовал. Допросы велись с избиениями и издевательствами. На избиения о. Николай отвечал только "Христос терпел безгрешным, а мы за грехи свои терпим", что вызвало у истязателей издевательский хохот.

11 декабря 1918 вечером 18 человек повели к реке, остановили недалеко от берега. В это время о.Николай стал молиться, произнося громко молитвы и слова: "Господи, прости им, они не знают, что делают". После первого залпа все попадали, но о.Николай, собрав силы поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться. Другим залпом он был убит. Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.

На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело – с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет».

В этот же день жена отца Николая вернулась домой. Она обратилась к властям за разрешением похоронить священника возле церкви. «Что?! – возмутились каратели. – Собаке собачья смерть. Его надо отвезти на свалку. Еще спасибо скажите, что в овраг не свалили, на кладбище разрешаем похоронить».

Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов – отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить.

В 1986 г. младший сын посетил село и кладбище. Могилу помогли найти местные жительницы. По их рассказам, в могилу произведены и более поздние захоронения и оказывается, что когда разрывали могилу, то от прежних захоронений нашли только напрестольный крест, который при отпевании был с трудом вставлен в окоченевшую благословляющую руку о.Николая и при этом кресте один нетленный палец. Это все положили между гробами вновь захороненных и могилу зарыли.

Священник Николай Пробатов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • База данных ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
  • Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5» Тверь. 2001. С. 321-325

 

назад к списку новостей